Надписи в провинциальных заведениях

— Фу, как грубо! — сказал Остап, входя. — Сразу видно, что провинция. Написали бы, как пишут в Москве: «Брюк нет». Прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам. А тут — «штанов нет».


Принято считать, что заведения культуры должны, как минимум, являться образцом культуры, а как максимум, нести эту самую культуру в массы. К сожалению, при посещении подобных «светочей культуры» нередко приходится сталкиваться с вопиющими проявлениями невежества и дремучести. Особенно.. хм.. удручают и озадачивают образчики литературного творчества менеджеров среднего звена, которые может встретить в каждом втором заведении.

Сколько, например, нужно ума, чтобы в туалете кинотеатра повесить объявление «Вниманию посетителей! Ведется скрытое видеонаблюдение»? Человек идет в туалет, моет руки, начинает их сушить и упирается взглядом в это произведение искусства. После этого человек остается один на один с размышлениями, все ли правильно он сделал, кто наблюдал за процессом и какие выводы из этого извлек.

Другой кинотеатр встречает посетителя не менее интеллектуальной надписью в гардеробе «Некорректные клиенты обслуживаются в последнюю очередь». Какие критерии оценки корректности клиентов при этом используются, внятно не могут ответить не гардеробщики (на мой вопрос они только хмурятся), ни менеджеры-секьюрити (они преимущественно глупо улыбаются в ответ). Предполагается что притихший посетитель, взирая на эту табличку, должен проникнуться благоговением и потупив взор смиренно вручить свою судьбу в справедливые руки гардеробщицы. Само собой разумеется, что некорректных клиентов от этой надписи меньше не становится, а если еще некорректные клиенты и подвыпившие, то тут уж точно тыкать его носом в эту табличку и объяснять, в какую очередь его обслужат, никто не будет.

И тут мы подходим к другой надписи, которая вызывает столько же раздражения, сколько и удивления – «За оставленные в гардеробе вещи администрация ответственности не несет». Вот это раз! Не несет. Другими словами, если у вас что-то украдут, или просто, выходя из заведения, вы не обнаружите в целостности свое обмундирование, обижаться и жаловаться вы можете только на самого себя. Может вообще тогда не сдавать вещи в гардероб, а положить их куда-нибудь на подоконник? Почему администрация заведения так боится гарантировать сохранность вещей, декларируя пресловутое «освобождение от ответственности»? В цивилизованных и культурных заведениях, все делается для клиента. В провинциальных же, менеджеры прикладывают усилия для того, чтобы клиенты не обременяли заведение. Более интересна трактовка этого объявления с точки зрения закона. Вручение посетителю номерка трактуется законом как заключение договора хранения, со всеми вытекающими из этого последствиями. И в случае возникновения казусов, посетитель вполне вправе привлекать администрацию к ответственности за оставленные в гардеробе вещи.

В советские времена, человек справляя нужду в общественном туалете, коротал время за чтением надписей, сделанных его предшественниками прямо на стенах помещения. Сейчас на смену граффити пришли таблички с анекдотами. Пара анекдотов, помещенных на табличке под залихватским заголовком «Писяй веселее», по всей видимости, утверждается лично владельцем заведения. Либо анекдоты подбираются нарочито тупые, либо владельцы заведений – интеллигенты в пятом поколении, но таблички эти смеха не вызывают. Хотя, с другой стороны, непонятно сама цель этих посланий в туалетах. Ожидается, что посетитель описается от смеха? Заходясь в приступе хохота, обольет унитаз, бачок и табличку с анекдотом? А может быть, заботятся о больных простатитом, силящихся выдавить из себя хоть каплю? Может причина наличия этих табличек в этом?

Верхом провинциальности и невежества, на мой взгляд, является надпись «Данное заведение является частным и в его посещении вам может быть отказано». Такое вычурное неуважение к своим посетителям может позволить себе только провинциальное заведение (на уровне сельского клуба), которое существует только в условиях отсутствия сколько-нибудь серьезной конкуренции. Опять же, насколько нужно не уважать себя, чтобы при наличии выбора идти в подобное заведение? Развернуться и уйти, вот самое лучшее решение. Более того, также как и в предыдущем случае, данная надпись противоречит понятию публичного договора. Если заведение является публичным, то оно не вправе отказывать кому-либо в посещении. Исключение составляют различного рода закрытые клубы, которые, в свою очередь, должны иметь четко обозначенные правила посещения.

Даже абстрагируясь от абсурдного и невежественного содержимого этих табличек, глянем на их вид. Эти объявления, напечатанные на белом листе A4 формата шрифтом Times New Roman и приклеенные небрежно куском скотча, зачастую «убивают» и без того незатейливый и гротескный интерьер заведений. Заходишь в фойе иного заведения, в отделку которого хозяин вложил не один миллион рублей, утыкаешься взглядом в это, с позволения сказать, произведение дизайнерского искусства и думаешь «Фу, как грубо! Сразу видно, что провинция!»

Размещено в: Менталитет

Ответов ( 4 ) «Надписи в провинциальных заведениях»

  1. banana написал:

    В Москве тоже бывают такие таблички. И еще встречаются надписи, вежливо упоминающие о том, что “в посещении может быть отказано”. Нормальная надпись. Люди предупреждены заранее, и если сомневаются, то не нарвутся на унижение. Могу тебе примеры привести заведений, в которые тебя не пустят и даже объяснять не станут, что к чему.

  2. Lex написал:

    А я не сомневаюсь, что такие таблички есть и в Москве. Сейчас многие из тех людей, кто начинал свой бизнес в провинции, перебираются в столицу и пытаются вести там свои дела так же, как вели их в глубинке. И я, вообщем то не против закрытых клубов, в посещении которых мне вежливо откажут. Но. Проблема обозначенная в статье говорит о том, что таблички “заведение частное и в посещении их вам может быть отказано” висят у нас в кинотеатрах, пиццериях и одна, поразившая меня до глубины души (; висит даже на автостоянке. Опять же ссылаясь на закон – эта бумажка фикция. Владелец кинотеатра или автостоянки не может отказать мне в посещении просто так, мотивируя что заведение частное. Всех сомневающихся отсылаю к ст 426 п1 и п3 Гражданского кодекса РФ:

    п1. ...Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

    п3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

    И, между прочим, есть реальные судебные случаи компенсации морального вреда за отказ частного заведения от исполнения публичного договора.

    К сожалению у нас путают понятие частного заведения (а у нас сейчас 99 процентов заведений частных) работающего в области публичного регулирования с понятием закрытого клуба. Плохо как то, что мы не знаем своих законов, так и то, что мы миримся с несправедливостью и считаем ее “нормальной”.

  3. banana написал:

    Не знаю, насколько это плохо, что мы не знаем законов. Ты же вот знаешь. Кому нужно, тот узнает. А остальным значит не нужно. Да и смысл изучать законы, которые в жизни не работают. Это же какая-то отдельная реальность. Я представляю, если бы я попыталась говорить с администратором, ссылаться на закон, качать свои права на стоянке, в театре и т.д., в нашей стране бы, наверное, просто пальцем у виска в мой адрес покрутили.

    В Москве достаточно неграмотных людей, которые начинали бизнес именно здесь. Это не иллюзорный город со сплошными урожденными аристократами. Это просто выжимка со всей страны и близлижащих стран ближнего зарубежья.

    Недавно в замечательном московском журнале “Афиша” видела подборку смешных надписей (зачастую от руки написанных) типа: “очистка кишечника вкусно!” или “амулеты для защиты от энерговампиров” или “мясо порное” и так далее. Тут у людей фантазия такая, что просто весело. А что самое веселое, люди подходят и покупают! А те, кто видит в этом юмор, улыбаются и проходят мимо. Все достаточно миролюбиво.

    Я бы, например, в туалете тоже улыбнулась, если бы прочитала, что видеонаблюдение ведется. Это я к тому, что с юмором как-то проще живется.

  4. banana написал:

    Вчера шла по улице Новослободская и увидела огромный рекламный плакат с надписью: “КУПИ ШТАНЫ” (подразумевалось джинсы), а вы говорите “брюк нет”. Благодаря твоей статье, lex, я стала такой внимательной.

Оставить комментарий