Статский Советник

Статский советникРежиссер: Филипп Янковский
Сценарий: Борис Акунин

Актеры: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Мария Миронова, Олег Табаков, Владимир Машков, Федор Бондарчук, Михаил Ефремов

Я не люблю новое российское кино. Не нравится оно мне, как гурману не нравятся общепитовские пельмени. Тем не менее, вот уже второй раз, из чистой любви к творчеству уважаемого мною господина Чхартишвили, совершаю насилие над собой и пытаюсь поверить в возрождение российского кинематографа. Вчера имел сомнительное удовольствие просмотреть в кинотеатре новый фильм господина Янковского — «Статский советник», поставленный по мотивам одноименного романа Бориса Акунина. Не могу сказать, что жалею о потраченном зря времени и деньгах, как в случае с убогим недокино «Заложник» с Брюсом Уиллисом. Но и о полученном удовольствии сказать не могу. Стерильный фильм, по отношению к которому хочется сделать пару замечаний.

Сразу хочется вынести за скобки тот факт, что создатели фильма достаточно вольно обошлись с оригиналом, изменив по ходу съемок множество существенных и несущественных деталей. Я не отношусь к тем буквоедам, которые требуют от сценаристов точного соблюдения источника, я признаю за режиссером право на собственную трактовку первоисточника. Да, фильм «Статский советник» не совсем идентичен книге с одноименным названием. Да, солидная часть событий обозначенных в книге, как например гибель начальников Жандармского управления и Охранного отделения, не нашла своего отражения в фильме. Все это можно с определенной натяжкой признать издержками производства, вызванными трудностями экранизации и ограничением экранного времени. Но непонятно зачем нужно было менять имена персонажей? Известный из истории князь Долгорукий превратился в Долгоруцкого, великий князь Сергей Александрович, сменивший его на посту градоначальника Москвы, превратился в Семена Александровича, начальник губернского Жандармского отделения Сверчинский в Бурчинского, а подполковник Пожарский стал вдруг князем. Каким художественным замыслом можно объяснить этот ход?

Раз уже сценарист и режиссер начали кромсать оригинал, нужно было делать это последовательно. Скажем, если кастрировали линию с таинственной Дианой, работавшей информатором у Сверчинского, то нужно было безжалостно удалять ее полностью, а не оставлять бессмысленным атавизмом в фильме, не имеющем самостоятельной ценности и вызывающим у зрителя одни вопросы. Опять же Маса, японский камердинер Фандорина, один из самых живучих и колоритных персонажей серии, удачная находка Акунина, так и просящаяся на экран, в фильме выполняет функцию «свадебного генерала». Его присутствие на экране столь минимально и незаметно, что вообще возникает вопрос о его целесообразности в кадре.

Главный персонаж серии, Эраст Петрович Фандорин, в фильме занимает исключительно созерцательную позицию. Вокруг господина статского советипника кипит жизнь, кто-то кого-то грабит, убивает, интригует. Сам же Фандорин только вертится на своем стульчике с загадочным видом и, горделиво вскинув подбородок, вальяжно прогуливается по Москве. В фильме совершенно не показаны знаменитые дедуктивные способности Фандорина, он вообще персонаж второстепенный. Главным же героем фильма, вокруг которого и строится все его действие, и пространным диалогам которого отведено немало экранного времени, является князь Пожарский в исполнении Никиты Михалкова. Сразу оговорю тот факт, что Никита Сергеевич, пожалуй, единственный актер в этом фильме, к игре которого у меня претензий нет. Матерый такой человечище, который очень уютно чувствует себя в роли Пожарского. Но смещение акцента с Фандорина на Пожарского, губительнейшим образом сказывается на экранизации. Вместо гения дедукции зритель получает философствующего коррупционера.

Весь фильм не покидает ощущение камерности происходящего. Москва даже по тем временам была огромным городом с миллионным населением. Однако в кадре катастрофически мало людей, декораций, от чего возникает ощущение зрительской клаустрофобии. Весь фильм снят в нескольких декорациях, которые всегда показываются крупно. И это ощущение дешевизны не оставляет на протяжении всего фильма.

Отдельно хотелось бы пройтись по актерскому составу. Актеры, кочующие из одного фильма в другой, пожалуй, являются одной из тех причин, по которым я не люблю новый российский кинематограф. Этих товарищей, своей назойливостью и навязчивостью напоминающих приснопамятный «Аншлаг», вынесло на поверхность телесериальной волной. Их засилье на экране, вначале озадачивающее и удивляющее, сейчас вызывает уже раздражение. Хабенский, Куценко, Бондарчук, Балуев и прочие. Их тусовка настолько сплоченна, что уже напоминает мафию. Когда же мы увидим новые и свежие лица? Все эти товарищи умудрились засветиться в обеих экранизациях приключений Фандорина. Кто же будет сниматься в новых фильмах, если такие будут? Впрочем, неохваченными остались еще их коллеги из телесериала «Менты». Так что резервы еще есть.

PS Обратите внимание на то как неграмотные пиарщики поименовали фильм на афишах. Использование буквы “Ъ” в названии фильма про старорежимную Россию сейчас в среде пиарщиков считается, по всей видимости, камильфо. Видимо поэтому и не удержались от того, чтобы втиснуть эту букву в слово “Советник”. Озадачивает однако то, что слово “Статский” почему то написано уже по правилам современного русского языка. Хотели как лучше, получилось как всегда. Обычное телесериальное кино.

Вердикт: Очередная попытка реанимировать российское кино в ущерб произведению Бориса Акунина

Размещено в: Важнейшее из искусств

Ответов ( 9 ) «Статский Советник»

  1. Antonio написал:

    Хабенский, Куценко, Бондарчук, Валуев и прочие.

    Балуев правильно.

    А в целом согласен, что как-то больше от фильма ожидалось. В гамбите лучше показан ход мыслей и т.п.

  2. Lex написал:

    >Балуев правильно.

    Исправил. Исправленному верить.

  3. less написал:

    Ко всем перечисленным недостаткам хотелось бы добавить следующее:
    1. Непонятная куцая роль г-жи Литвиновой (точно фамилию не помню, вообщем, “сочувствующая девушка в красном”).
    2. Последняя сцена фильма, где начинает играть песня-не-в-тему и Фандорин на фоне куполов, просто портит всё впечатление от фильма. Более тупую и пафосную концовку придумать было сложно.
    3. Тут я, конечно, выскажусь как глупый буквоед, но, не карие у него глаза! Могли бы Фандорину линзы вставить или графикой обработать на худой конец :) Хотя цвет глаз, конечно, не самый большой недостаток образа Эраста Петровича в этом фильме. Ничего не имею против актёра, но роль получилась какая-то кастрированная.
    И не смотря на перечисленные автором статьи и мной недостатки, всё равно посмотрела фильм с огромным удовольствием, возможно только из-за любви к акунинщине.
    Да и при всей моей антипатии к Михалкову, вынуждена признать – всё же он великолепный актёр.

  4. Lex написал:

    Да.. Про песню я забыл упомянуть. Этот шлягер (другого слова не подберу) очень похожий на творчество Корнелюка вместо нагнетания пафоса (поскольку в это время господин Фандорин горделиво вскинув голову прогуливается на фоне куполов) усиливает ощущения абсурдности происходящего.

  5. kaizer написал:

    слабенький фильм! от всей души желаю ему провала в прокате!

  6. ... написал:

    Про “шлягер” в конце фильма точно подмечено. Я просто не поверил ушам сначала. Такого бреда придумать, это надо было постараться. Понравился в фильме только Михалков. Хоть не люблю я его, но тут понравился. Наиболее правдоподобно играл.

  7. Claire написал:

    Дорогие, откуда ненависть к современникам и к их творчеству? С удовольствием смотрела фильм. игра, конечно, Михалкова(это была его роль), Хабенского, который был актером задолго до сериалов(Театр Ленсовета), ....леди в красном платье прекрасно “вошла” в фильм, добавив свою часть калорита. Безусловно у фильма есть свои недостатки, и не то, что ихмало. И не стоит его сравнивать с произведением Акунина, фильм ставил режиссер, по своему видящий и то ?, тех героев. Янковский, на мой взгляд, отлично сопоставил то время с нашим. И название (Это про высказывание автора рецензии), написанное в афишах, содержит нормы как современного русского так и нет, что говорит о параллели (прошлое – современность) проведенной автором и замечательно, показанной в данном фильме.

  8. kirok написал:

    Кто заказявет музыку тот и танцует :) Надо было Никите Сергеевичу себе роль Фандорина взять :)

  9. Иоганна написал:

    Эх, товарищи! Что ж вы так взъелись на этот фильм? Автор сценария—сам Б. Акунин, он же, кстати, говорил, что видел перед собой лицо именно Меньшикова, когда писал “Статского советника”.
    Теперь относительно свежих кадров и “старой гвардии” (“Их тусовка настолько сплоченна, что уже напоминает мафию. Когда же мы увидим новые и свежие лица?” и т. п.). Во-первых, если актер снимается в сериалах (тем более, если он востребован), это не отнимает у него таланта. В советских фильмах тоже снимается зачастую одна и таже труппа, и тем не менее они считаются классикой. Во-вторых, если уж перечислять, то не забудем Олега Табакова, Алексея Горбунова, Оксану Фандера, которые, не будем лукавить, справились на все сто. А что касается свежих кадров – Эмилия Спивак (Эсфирь Литвинова), это ее первая роль в полнометражном фильме; Маса в конце концов. ;-)
    Что еще? Диана и незавершенные сюжетные линии? Ну, во-первых, главная сюжетная роль “Смерть Дарящей” вполне понятна, так ли уж важны её предпочтения среди офицеров? А во-вторых, возможно, вы просто смотрели не полную версию фильма. Насколько я знаю, их 3:
    1) DVD-версия—на 2 часа с хвостиком;
    2) телевизионная версия—около 3,5 часов;
    3) сериал из 4 серий, который тоже, кажется, один раз показали по ТВ.

    Мне этот фильм кажется неплохим примером возрождения русского кинематографа, возвращением качественного “умного” советского кино. Ну чем, скажите, Фандорин-Меньшиков не Штирлиц? Тот тоже молчаливо ходил в кадре и молчал, думал-дедуктировал, тоже не совсем вписывался в окружение (помните, именно это было одной из причин его попадания “под колпак”?), да и виски седые. :-) Женщин, кстати, тоже не очень сторонился. “Чистоплюйничал”, не отделяя цели от средств. О работе среди врагов я уж не говорю.

    И напоследок один сугубо субъективный аргумент. Именно этот фильм открыл мне творчество Бориса Акунина и, соответственно, сделал его горячей поклонницей, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Оставить комментарий