Григорий Чхартишвили “Кладбищенские истории”

Обложка книгиВ перерывах между работой над детективными романами о семействе Фандориных и «конопатом недоразумении» сестре Пелагее, Григорий Чхартишвили и его альтер-эго Борис Акунин создали замечательную книгу «Кладбищенские истории», представляющую собой причудливый сборник рассказов, объединенных общей темой. Согласно названию, книга повествует о шести знаменитых кладбищах мира. Это Старое Донское кладбище в Москве, Хайгейтское кладбище в Лондоне, Кладбище Пер-Лашез в Париже, Иностранное кладбище в Иокогаме, Кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке и Еврейское кладбище на Масличной горе в Иерусалиме.

Книга состоит из двух, условно связанных частей, по числу авторов. Первая часть, написанная переводчиком и эссеистом Григорием Чхартишвили, представляет собой размышления автора, навеянные посещением колумбариев и созерцания могильных надгробий. Вторая часть книги, авторство которой приписывается Борису Акунину, состоит из коротеньких рассказов, написанных в различных жанрах. Это и мистика, и триллер, и детектив, и философская притча. Структурно совмещение этих двух частей выглядит так. Сначала господин Чхартишвили делится своими впечатлениями о посещении кладбища, а потом вниманию читателя предлагается коротенький рассказ на тему этого места упокоения мертвых. Как мне представляется, эти рассказы вообще лишние в этой книге. Складывается ощущение, что эти шесть рассказов, разных по качеству и содержанию, были добавлены в книгу автором в последний момент, то ли с целью некоего эксперимента, то ли с целью расширить аудиторию читателя, сделать книгу интересной большему кругу потенциальных покупателей. Думается, что из них самодостаточен только один. Тот, что посвящен любимому народом Эрасту Петровичу Фандорину. Читая этот рассказ, забываешь о «кладбищенском» характере повествования и просто наслаждаешься историей. Все остальные рассказы натужны в той или иной степени и интересны только в контексте того, что их автором является Борис Акунин.

Ведя разговор о кладбище, Чхартишвили особо останавливается на его «обитателях», знаменитостях, которые делают своим присутствием из этих кладбищ туристические достопримечательности. Автор охотно делится с читателями различными историческими анекдотами и фактами из жизни этих знаменитых людей, которые кому-то покажутся общеизвестными, а кто-то узнает для себя много нового. Размышления автора щедро иллюстрированы фотографиями, собственного изготовления, которые, правда, много потеряли в типографском исполнении.

По свидетельству автора книга писалась пять лет, и эта растянутость во времени нашла свое отражение в рваной стилистике книги. Размышления автора о первых трех кладбищах (Старом Донском, Хайгейтском и Кладбище Пер-Лашез) читать не просто интересно, а увлекательно настолько, что с трудом отрываешься от книжки. А вот рассказ о трех последних кладбищах уже менее захватывающ. Последний рассказ о еврейском кладбище в Иерусалиме, представляется, был написан для того, чтобы произведение выглядело красиво законченным, на минорной, так сказать, ноте.

«Кладбищенские истории» эта та книга, в который каждый для себя найдет что-то интересное. Уж слишком разносторонней и эклектичной она получилась. Это не чисто художественный жанр, скорее попытка создать произведение на смыке публицистики и беллетристикой. И в этой удачной, на мой взгляд, попытке публицист Чхартишвили все-таки оказался сильнее беллетриста Акунина.

Вердикт: Книга, которую интересно читать

Скачать электронную версию книги.

Размещено в: Список литературы

1 Ответ «Григорий Чхартишвили “Кладбищенские истории”»

  1. Гольда написал:

    Я несколько раз перечитывала эту книгу, и считаю, что каждый раз читая её открваешь что-то новое и понимаешь то, что в предъидущие разы прочтения не понимал... Думаю, что каждому (особенно готам (им будет наиболее интересно)) следует прочитать эту книгу, так как в ней обсуждается главная проблема человечества – смерть...

Оставить комментарий