Долгая помолвка (Very long engagement)

Долгая помолвкаРежиссёр: Жан-Пьер Жене
Сценарий: Жан-Пьер Жене, Гийом Лоран
В ролях: Одри Тоту, Гаспар Ульель, Марион Котийяр, Жюли Депардье, Чеки Карио, Джоди Фостер

Январь 1917 года. Западный фронт в районе Соммы. Спустя пару месяцев после опустошительного наступления, унесшего почти полтора миллионов жизней. Пять французских солдат, в силу разного стечения обстоятельств, простреливают себе руку. Для большинства обезумевших от ужасов войны солдат, получить ранение и уйти с передовой в госпиталь – это шанс выжить. Поэтому данный поступок воспринимается, как попытка дезертировать с линии фронта и всех пятерых приговаривают к расстрелу. В последний момент, офицер заменяет расстрел не менее экстраординарной мерой. Всех пятерых отправляют на «ничейную» территорию, расположенную между немецкими и французскими позициями. Этот участок простреливается каждой из сторон и шанс выжить – один на миллион. Спустя три года, Матильда, невеста одного из пятерых осужденных дезертиров встречается с их сослуживцем. Он вручает ей вещи и письма, переданные ему осужденными перед тем, как они покинули французские траншеи. Матильда верит, что если бы ее жених умер, она бы почувствовала это. Опираясь только на иллюзорную надежду, она начинает собственное расследование. Матильда пытается найти очевидцев и участников произошедшей трагедии, способных пролить свет на судьбу ее жениха, встречается с родственниками и друзьями остальных четверых дезертиров. Шаг за шагом она приближается к ответу на волнующий ее вопрос – жив ли ее любимый, или сердце ее обманывает?

Экранизация одноименного романа Себастьяна Жапризо стала самым дорогим фильмом за всю историю французского кино. Бюджет фильма составил более 50 миллионов долларов. Сумма для европейского кино просто сумасшедшая и большую ее часть предоставили американские продюсеры. По этому поводу во Франции разгорелся нешуточный скандал – может ли считаться французским кино, снятое французами, с французским режиссером и на французской земле, но на американские деньги. Очевидно, что это, в первую очередь, вопрос щепетильности по отношению к национальному кинематографу, однако как зритель могу засвидетельствовать, что фильм получился на 100% французским по духу. Жан-Пьер Жене, один из любимых моих французских режиссеров, обладает определенным чувством стиля, которым пронизаны все его фильмы. Снятый им в 2001 году «Амели» стал событием года и сделал актрису Одри Тоту «звездой» французского кино номер один. Совершенно неудивительно, что Жене пригласил Тоту в свою новую картину. По своему чудачеству и повадкам Матильда очень сильно напоминает Амели Пулен. Она погруженный в себя интроверт, не особо стремящийся открыть посторонним свой внутренний мир. Она смотрит на мир не так как остальные. Она верит, что если сможет очистить яблоко, не порвав кожуры, то ее жених жив.

В «Долгой помолвке» нет ироничности «Амели», это вообще не комедия. Это фильм про войну, жестокую, кровавую и абсурдную, но экшен и батальные сцены в фильме практически отсутствуют. Это фильм о всепреодолевающей любви, но в нем не очень силен мелодраматический эффект. Чтобы получить удовольствие от этого фильма, нужно любить кино, кино снятое красиво и со знанием дела. Действие в фильме развивается неспешно, что может отвернуть от фильма большинство зрителей, ожидающих от фильма зубодробительного «чукалова», накала страстей подобных индийским. Киногурман, получит удовольствие от визуального ряда, точно выверенного декораций и тщательно подобранных костюмов. Все это пропущено через столь модные сейчас светофильтры, призванные усилить эффект от происходящего. Сцены на войне сняты в холодных синих тонах, создающих гнетущую и неприятную атмосферу. Сцены мирной жизни показаны в теплых желто-коричневых оттенках, призванных подчеркнуть уютность и умиротворенность.

«Долгая помолвка» блестящий пример удачной экранизации хорошего произведения. В один день с ним был просмотрена другая экранизация «Автостопом по галактике», оставившая крайне негативное впечатление. Следует признать, что прочтение самого оригинала, называемого «бессмертной классикой фантастики, наполненной феерическим британским юмором» удовольствия лично мне не доставило. Обещанного гогота и смеха, скажем, у меня эта книга не вызвала. Две улыбки за всю книгу. Фильм снят еще в более спартанской манере, ремесленником, буква за буквой трактующим сценарий, не заботящимся о том, чтобы наполнить создаваемый мир визуальными образами и сделать персонажей хоть сколько-нибудь объемными. После изжоги, вызванной принятием такого «кино-фастфуда», было так приятно насладиться гениальным творением Жан-Пьера Жене. Все-таки, настоящее искусство особенно хорошо познается в сравнении.

PS. Отдельно стоит отметить прекрасное сыгранное “камео” Джоди Фостер. В очередной раз убеждаешься, что не роль красит актера, а актер украшает роль. Так пронзительно и убедительно раскрыть персонаж в паре сцен под силу только актеру с большой буквы.

Вердикт: Отличный образец коммерческого европейского кино

Размещено в: Важнейшее из искусств

Оставить комментарий