Блеск и нищета супермаркетов

Супермаркет одно из гениальнейших изобретений рыночной экономики. В огромном помещении собрано огромное количество разнокалиберных товаров, самой различной тематики. Заходишь в супермаркет, берешь корзинку или тележку и ходишь как по музею. Берешь с полки товар, разглядываешь его, вертишь в руках, и, если нравится, кладёшь его в корзинку. Ходить можно сколько угодно долго, под пристальными взглядами бдительных охранников, у которых, очевидно, люди, одетые в дорогой льняной костюм и белую сорочку, вызывают особое подозрение. Наверное, именно такие люди, обеспеченные и зажравшиеся, цинично обворовывают магазины, рассовывая по карманам своих льняных пиджаков банки с зеленым горошком, консервированные фрукты и рыбные пресервы.

Супермаркет — это конвейер по потреблению товаров населением. Согласно элементарной логике, цены в супермаркетах должны быть значительно ниже, нежели в магазинах «лавочного» типа. Супермаркет закупает разный по номенклатуре товар и, как правило, в больших количествах, по оптовым ценам, зачастую, напрямую у производителя. Механизм самообслуживания, реализованный в супермаркетах, позволяет сократить персонал и связанные с его содержанием расходы, что, в свою очередь, приводит к снижению торговой накрутки. Объемы продаж позволяют быстрее оборачивать деньги. У нас же так повелось, что цены в супермаркетах зачастую выше, чем в обычных магазинах. Нонсенс постсоветской экономики.

Этот нонсенс можно частично объяснить тем ореолом элитарности, который зачастую создают вокруг супермаркетов люди со средним достатком. Во главу угла ставится принцип – не важно, что ты покупаешь и почем, важно где ты это делаешь. Люди готовы ехать в престижный супермаркет, чтобы купить какую-то мелочь, тратя, зачастую, уйму времени и денег на дорогу. При этом весь этот товар можно было без труда и за гораздо меньшие деньги купить в близлежащем магазине. Для нас поход в супермаркет равносилен некоему обряду. Раньше люди, надевши чистое исподнее и яркое нарядное платье, отправлялись в ближайшее село на ярмарку – на других посмотреть, да себя показать. Супермаркеты заменили современному человеку ярмарки. Теперь, в выходной день, люди одевшись празднично, целыми семьями устремляются к ближайшему супермаркету.

Важно прохаживаются среди витрин и прилавков, на которых, в строгом соответствии с современными представлениями маркетинговой науки, расставлены товары. Товары случайного спроса точно на уровне глаз и обязательно около кассы. Товары повседневного спроса где-то в глубине торгового зала, чтобы покупатель, добираясь до них, зацепился глазом за что-то совершенно ему не нужное. Иногда, ищешь нужный товар, а находишь только болтающиеся ценники на него. То есть ценники есть, а товара уже нет. Или под этими ценниками лежит совсем другой товар. В теории ценник товара рассматривается как предложение на приобретение соответствующего товара за соответствующую цену. Другими словами, наличие ценника при отсутствии товара можно рассматривать как нарушение закона о рекламе. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Сразу вспоминается анекдот «Почему вы продаете водку «Абсолют» по цене в 100 долларов, ведь в соседнем магазине она продается всего за 10? Эээ, когда у меня не будет в наличии «Абсолюта», я тоже стану продавать его по 10 рублей…». Если уж товар действительно закончился, то продавец должен убрать ценники.

Попытайтесь заикнуться об этом обслуживающему персоналу, который тем бесполезнее, чем больше размер супермаркета. Этим девушкам и тетенькам бесполезно задавать какие-либо вопросы о товаре или ассортименте. В лучшем случае разведут плечами, в худшем – нахамят. Кстати о хамстве. В больших супермаркетах (или как их любят называть гипермаркетах), практически невозможно найти управу на хамящий персонал. Никто не знает где найти менеджера, которому можно упасть на грудь и всплакнуть, и существует ли он вообще. Жалобная книга, столь любимая в советские времена, лежит в каких-то совершенно неожиданных местах и неизвестно читает ли ее кто-нибудь. В таких ситуациях хочется живого общения с человеком, который выслушает, гневно нахмурит брови в сторону провинившихся работников и пообещает «всячески разобраться».

Когда беседуешь с людьми о низком качестве сервиса, скатывающегося к банальному хамству, рано или поздно в разговоре всплывает аргумент «ну что ты хочешь от человека, который работает за .. тысяч рублей?». Как говорит мой друг, за такую сумму человек должен не просто не работать, а еще даже и всячески вредить. Дескать, какая зарплата такой и сервис. Я с этим категорически не согласен. Не нравится зарплата, пусть уволится и не работает. А если уж пришел на работу, то нужно выполнять ее соответственно служебным обязанностям. Почему мы возмущаемся, когда нас плохо стригут, плохо лечат, плохо кормят, но совершенно спокойно относимся к отвратительному сервису. Представьте вы ложитесь на операцию, а вам говорят да врач тут зарабатывает копейки, если у него не будет настроения – не обессудьте.

Зато стало модным вешать телевизоры над кассами или в местах, где взвешивают товар. Многие наивно полагают, что хозяева заботятся о покупателях и устанавливают телеприемники для того, чтобы людям было не скучно стоять в очереди. Не будьте такими наивными. Чем больше покупатель смотрит в телевизор, тем меньше следит за действиями кассира или взвешивающего персонала. Один знакомый человек, работающий в этом бизнесе, рассказывал мне, например, о ежедневной норме обсчета, которая устанавливается хозяйкой магазина перед кассирами. У кассира есть выбор – или вносить каждый вечер свои собственные деньги, или обсчитывать покупателя. Таким нехитрым способом хозяйка покрывала средние издержки, связанные с хищениями товара, его порчей и т.п.

Печенье "Алёнушка Исмаилов"Во всем мире просроченные продукты– это настоящий бич всех супермаркетов. По идее, по окончании срока годности продавец должен убрать товар с реализации. Но идти на такие издержки готов не каждый владелец. В случае, если товар фасованный и продается без оригинальной упаковки, продавец просто меняет старую этикетку на новую, на которой указана новая дата расфасовки. Потому и получается так, что берешь пакет с печеньем, покрытым плесенью, а на нем дата расфасовки указана сегодняшняя или даже завтрашняя. С этикетками вообще порой получается цирк. В случае с печеньем «Алёнушка Исмаилов» комментарии, я думаю, вообще излишни. Но вот буквально вчера, беру в руки упакованный кусок свиного окорока, на который приклеена этикетка «котлеты натуральные» и показываю проходящему мимо продавцу с просьбой как-то пояснить ситуацию. Продавец пожимает плечами, заявляет, что он работает в другом отделе и с чувством выполненного долга удаляется по своим делам. Вассал моего вассала не мой вассал. Средневековье какое-то.

Размещено в: Менталитет

Ответов ( 5 ) «Блеск и нищета супермаркетов»

  1. kaizer написал:

    собственно это та самая колхозность о которой “мы” уже не раз говорили. Обидно...

    зы. lex, предлагаю тему для следующей заметки: “Почта – последний оплот комунизма”. ;-).

    < И до почты с телеграфом тоже дотянемся (; Российская почта работает по старому - один клиент обслуживается минимум двадцать минут... девушка или тетенька, на лице которой лежит печать тысячелетней мудрости, медленно и неспеша, как будто боясь инфаркта миокарда, обслуживает клиентов.. а потом эти отправления также медленно доставляются. Реликты. - прим. автора >

  2. andy написал:

    В целом согласен, могу лишь добавить, что, по рассказам друзей, работающих в службах охраны супермаркетов, воруют, в основном, как раз прилично одетые люди. Парадокс. Жадность такая, что ли?

  3. Lex написал:

    Что самое удивительное, основные убытки супермаркеты несут не от воровства покупателей (их можно при желании поймать на выходе, засечь факт хищения посредством системы видеонаблюдения), а от изощренного воровства персонала. Упрощенно схему воровства можно представить так. Скажем кассир А находится в сговоре с господином Б. Господин Б набирает товаров тысяч на 10 (берет, например, пару бутылок Хеннеси ХО шесть банок красной икры, дорогие конфеты и копеечную шоколадку Кэдберри). Идет спокойно на кассу к кассиру А. Кассир А из всего многообразия продуктов пробивает только шоколадку кэдберри за 10 рублей. Господин Б спокойно уходит. Потом А и Б делят добычу между собой. При такой схеме сам факт кражи может обнаружиться не сразу (инвентаризацию товара делают в лучшем случае раз в месяц да и вычислить одного конкретного кассира из 10-20 очень сложно).
    Я описал схему очень шаблонно.. можно пробивать 20 товаров из 30 или вообще пробить все кроме, скажем дорогой бутылки коньяка или воровать по мелочи, но часто.
    А что касается богатых дядек или тетенек, то среди них вполне возможны клептоманы. Вон в прошлом году Уайнона Райдер, вполне богатая тетка с миллиоными гонорарами, а туда же.. стырить кофточку розовую захотела.. попалась.. стыда было столько. (:

  4. доктар написал:

    в принципе бороться с свиными окороками-оборотнями которые считают себя котлетами можно так: откалупываешь штрих код от крекера лепишь на кило моцареллы и ниибет, пусть лечатся

    < А это уже подпадает под уголовно наказуемое деяние (: в случае если попадешься на проходной, то лечиться будешь уже сам. Причем не отходя от кассы - прим. автор >

  5. доктар написал:

    а кто докажет? если у них полно других товаров с переклееным штрих кодом и датой, просто сами продавцы ошиблись нечаянно так :)
    < Я думаю при случае замучаешься им доказывать, что не верблюд. Опять же, учитывая национальный состав отдельных сетей магазинов и их крайне низкий культурный уровень, можно потерять уйму времени на эти самые доказательства (: - прим. автора >

Оставить комментарий