Онг Бак (Ong Bak)

Онг Бак
Грядет третья волна нашествия восточного кинематографа. Первое серьезное вторжение, вызванное свежими для того времени фильмами Брюса Ли, вызвали переворот в киноиндустрии, дав жизнь целому направлению в американском кинематографе. Это направление породило целую плеяду звезд фильмов класса «В» – Дэвид Кэррадайн, Чак Норрис, Шо Косуги и множество других. В этих фильмах центральным и важным моментом было самое наличие восточных единоборств и, как правило, весь сюжет фильма вращался вокруг них. Поединки и драки показывались более-менее реалистично, без использования каких-либо спецэффектов. Со временем этот жанр выродился и сошел на нет, подарив миру, на закате своего существования, Дольфа Лундгрена и Жан Клода Ван Дама. Не зная о том, что жанр умер, эти актеры еще совершают какие-то судороги, пытаясь как-то спасти свою кинокарьеру, снимаясь в фильмах, представляющих интерес только для самых оголтелых своих поклонников.

Вторая волна, захлестнувшая Голливуд, а также мейнстримное европейское кино, во многом вызвана творчеством таких мастеров восточного кино, как Джон Ву и Цуи Харк, Юань Ву-Пинг и Кори Юэнь, Анг Ли и Чжан Имоу. Влияние этих людей на современное кино оказалось таковым, что сейчас не один фильм, жанра «action», не обходится без зрелищно поставленных поединков, стоящих по своему исполнению за гранью реальности. Большинство трюков исполняется каскадерами, с использованием тросов и веревок, на которых «парят» актеры. Некоторые наиболее сложные в техническом исполнении трюки дорисовываются впоследствии на компьютерах. Поединки становятся все более изощренными и сложными в ущерб реальности, заставляя режиссеров отказываться от каскадеров и все больше прибегать к помощи CG-специалистов. Хотя многие этого еще не понимают, но мощь второй волны уже иссякает, напор и сила ее иссякают. Фильмы еще снимаются, но зритель уже пресыщен, однотипный шаблонный подход к творчеству начинает приедаться. Некоторые режиссеры, как например Тарантино в своем «Убить Билла», пытаются вернуться к истокам, к творчеству режиссеров первой волны.

Онг БакПосмотрев вчера тайский фильм «Онг Бак», я понял, что грядет новая волна, новый взгляд на жанр. При том, что я не особо любитель рафинированно мордобойных фильмов, этот фильм посмотрел с нескрываемым восхищением. Сюжет фильма незатейлив и местами откровенно наивен, в лучших традициях боевиков 70-х. Декорации и игра актеров минимальная. Чем действительно подкупает фильм зрителя, так это свежим взглядом на постановку боевых сцен. Вместо традиционных пафосных слоганов, создатели поместили на постер фильма краткий и емкий тезис, характеризующий подход к съемкам в целом, – «No CG, No Wire, No Stunt». Этот тезис последовательно и емко находит отражение на протяжении всего фильма. Таиландцы сняли фильм с предельно низким бюджетом, не предусматривающем какие-либо компьютерные спецэффекты. Традиционные для таких фильмов канаты и веревки здесь не используются, каскадеры тоже не задействуются. Все трюки и все сцены сняты непосредственно с участием самих актеров. В действительности же весь фильм держится на одном актере Тони Джаа. Точнее на том, что этот актер вытворяет, в прямом и переносном смысле. Лично я никогда еще не видел столь напористого, мощного, простого ураганного, стиля боя. Там где современные режиссеры для достижения у зрителя ощущения стремительности схватки используют рапидную съемку и дерганный монтаж, Тони Джаа добивается этого результата вживую. Иные наиболее технически сложные трюковые сцены показаны с разных ракурсов, позволяя зрителю в полной мере оценить красоту и мастерство постановки. Глядя на то, как двигается Тони Джаа, начинаешь задумываться о том, что этот человек, похоже, узнал как можно преодолеть законы тяготения. Он умеет летать!

Когда приходит «время бить морду», остается только поражаться изощренности, с которой мастера Муай Тай способны наносить увечья своим противникам. Поединки протекают в таком ритме и показаны так, что возникает уверенность, что все по-настоящему. Ну как скажите уберечься человеку.. если на него сверху падает здоровый мужик и бьет ему локтем в лоб и все это показано крупным планом, чтобы зритель убедился – никаких защитных накладок или «недолетов». Мужики ради искусства лупят себя со всей мочи.

Онг Бак

Если вы хотите знать направление, в котором будет развиваться кинематограф в ближайшие годы, хотите увидеть восходящую звезду в самом начале ее карьеры, еще не замутненную гонорарами и спецэффектами, хотите посмотреть кино снятое, что называется «на коленке», но по зрелищности оставляющее позади своих более состоятельных конкурентов, то ваш выбор – «Онг Бак». Чтобы сделать выбор и принять для себя решение, сомневающиеся могут ознакомиться с замечательным трейлером этой картины (объем чуть меньше 10 Мб). Позитивные эмоции гарантируются.

Вердикт: Свежий незамутненный взгляд на то, каким должно быть “мордобойное” кино

Размещено в: Важнейшее из искусств

Ответов ( 5 ) «Онг Бак (Ong Bak)»

  1. Max Folder написал:

    Во-первых, Джон Ву и Цуй Харк принесли в Голливуд не “вторую волну” рукопашного боя, а красиво поставленные перестрелки. Да и Дольф Лундгрен звезда, скорее, просто боевиков, а не фильмов с мордобоем.
    Во-вторых, этот тайский фильм – никакая не новая волна, а просто особенность национального кинематографа, крохотная часть которого случайно попала в наше поле зрения. Надеюсь, Вы не считаете “Трио из Бельвиля” предвестником новой волны анимации?
    Настоящие фильмы с мордобоем в Америке снимают до сих пор, только найти их сложно – их не показывают в кинотеатрах, и пираты не приносят их к метро. На легальных кассетах, например, выходил фильм “Американский спецназ” (англ. названия не помню). Дерутся немного, но душевно и без всяких веревок.

  2. Lex написал:

    Max Folder: Отвечу по-порядку. “Трио из Бельвиля” предвестником новой волны я конечно не считаю. Это просто красивый и самобытный мультфильм, не более. А вот, скажем “Шрэк” или “Симпсоны” с “Саузпарком” таковыми считаю. И в случае Шрэка дело даже не в новых компьютерных технологиях (хотя можно рассматривать и по этому критерию). До “Шрека” упор в мультипликации делался исключительно на детскую аудиторию. Сравните “Бэмби”, “Красавицу и чудовище”, “Русалку”, “Аладина”, “Анастасию” и прочие с мультфильмами новой волны – “Шрэк”, “Роботы”, “Мадагаскар”, “Акулья история” и “История Нэмо”. В последних сюжетно мультфильмы очень сильно повзрослели. Мультфильмы стали ориентироваться на взрослую аудиторию. Глядя на “Шрэка” или “Мадагаскар” я порой вообще удивляюсь – способны ли маленькие дети понять и половину тех шуток, что заложили в фильм создатели? Скажем, какой девятилетний ребенок оценит иронию скрытых цитат, которыми напичканы первые 10 минут “Шрэка-2”? или понять отсылку к “Планете обезъян” в “Мадагаскаре”. Мультфильмы новой волны стали более ироничными, более глубокими и рассчитаны на более широкий охват аудитории. Этим и объясняется столь обширные сборы у этих мультфильмов.

    То же самое можно перенести и на современные фильм жанра “action”. Посмотрите на “экшн” 80х начала 90-х годов. Перестрелки и очень очень редко слабый мордобой, на уровне бытовой поножовщины. А гляньте на современные фильмы. Сейчас ни один “экшн” не обходится без зрелищно поставленного поединка. И видение в постановке этих сцен пришло в Голливуд из Гонконга вместе с творчеством Джона Ву, Цуи Харк и прочих. Вы говорите “просто особенность национального кинематографа”. А что есть поединки снятые на веревках, как ни та самая пресловутая “особенность национального кинематографа”? Сейчас американский кинематограф, зажатый в тисках жестокой конкуренции, практически переварил гонконговских режиссеров и их новаторские решения. “Матрица” смотрелась новаторски в 1999 году, но сейчас веревочные трюки приелись зрителю.. Еще пара-тройка лет и они станут анахронизмом.

    Американские продюсеры ищут свежие идеи и не случайно Люк Бессон отметил именно “Онг Бак”. “Онг Бак” не первый и не последний тайский фильм. Но именно он, прорвался на мировой экран. Он не перевернет жанр, но это первая ласточка, за которыми последуют остальные. Мое мнение (которое имеет право на существование, так же как и ваше) таково.

    Что же касается Дольфа Лундгрена, то сейчас он, как, впрочем, и Жан Клод Ван Дамм и Сигал, пытается выживать в рамках обычных третьесортных боевиков. Жанр классического мордобоя класса “Б” практически умер. А вот раньше у него получались неплохие мордобойные кины – “Универсальный солдат” Эммериха или те же “Разборки в Маленьком Токио”.

    И еще хотел бы заметить по поводу фильмов “с настоящим мордобоем”. Я не являюсь фанатом “боев без правил” и различных их вариаций. В “Онг Баке” меня привлекает, прежде всего, кинематографически потенциал, а не сам факт набития морд. Американские боевики класса “С” и “D”, снимаемые конвейерным методом для телеканалов и видеопрокатов, оставляют меня равнодушным. Хотя, признаю, кому-то они нравятся, соответственно, имеют право на существование.

  3. Max Folder написал:

    Лундгрен вообще хотел на всю киношную фигню забить и несколько лет не снимался, но потом его опять призвали:-(
    А Вы смотрели тайский фильм “Воины”? Тоже типа самобытно – двухчасовое рубилово в джунглях, отражена великая страница в истории Таиланда.
    “Люк Бессон отметил именно “Онг Бак”” – и здесь Люк Бессон. А я думаю – откуда такой интерес мировой общественности к творчеству народов Востока:-)
    “мультфильмы новой волны”, из которых я смотрел в пол-уха только “Шрек”, вызывают у меня неоднозначное впечатление. Но, если народ ломится, значит, все правильно делают.

  4. Lex написал:

    Сейчас Тони Джаа снимается в новой картине с труднопереводимым (; названием “Tom Yum Goong”. Трейлер (объем 9 Мб) завораживает. Нам обещают фильм, как минимум, не хуже “Онг Бака”.

  5. Antonio написал:

    Посмотрел “Онг-Бак”. Отличный фильм. Спасибо автору за рекомендации ;)

Оставить комментарий