Умберто Эко «Баудолино»

Обложка книгиДля книгочеев имя Умберто Эко подобно проверенной торговой марке. Каждая книга этого автора – событие в литературных кругах, настоящий пир для интеллектуалов. Признанный специалист в области семиотики и средневековой литературы, Эко автор большого количества научных работ, самих по себе интересных любознательному читателю. Однако мировую популярность принесли ему его художественные экзерсисы. Все началось в 1980 году, когда Умберто Эко выпустил свой первый роман «Имя розы», мгновенно ставший бестселлером. В последующие четверть века вышло еще четыре книги. В данном случае речь идет о его предпоследней работе – романе «Баудолино», написанном в 2000 году, в котором Эко вновь вернулся к теме средневековья.

Во время разграбления Константинополя крестоносцами, главный герой книги, чье имя вынесено в ее название, спасает одного из царедворцев византийского императора Никиту Хониата. Укрывшись в укромном месте и ожидая пока вакханалия на улицах города стихнет, Баудолино рассказывает Никите Хониату историю всей своей жизни. Родившись в семье обычного крестьянина, природный лгун и пройдоха, Баудолино в результате цепочки случайных событий становится одним из приближенных германского императора Фридриха Барбароссы. При дворе Баудолино узнает о существовании царства Пресвитера Иоанна. С этого момента воображение его захвачено этим царством, и вся его жизнь будет посвящена его поискам.

«Баудолино» – это роман-мистификация, роман-фантасмагория. Как и в случае остальных романов Умберто Эко, для того, чтобы получить истинное удовольствие от прочтения книги, нужно иметь определенную подготовку. В противном случае, рискуешь не понять скрытые и прямые цитаты, которыми наполнена книга. Сам же Эко намеренно не дает по ходу повествования никаких объяснений и комментариев. Вся история средневековья предстает перед нами как результат действий энергичного Баудолино, нарочитых или нечаянных. Баудолино подкидывает Барбароссе идею канонизировать Карла Великого, подталкивает того на крестовый поход, мучаясь неразделенной любовью, пишет письма, которые позднее принимают за переписку Абеляра и Элизы, сочиняет стихи для придворного поэта Архипиита Кёльнского, подделывает церковные реликвии, в том числе известную Туринскую плащаницу и, наконец, инспирирует поиски Священного Грааля.

Это лишь малая толика деяний Баудолино, позволяющая оценить их размах. Но Эко не создает альтернативную историю. Напротив, он предлагает взглянуть под новым углом на историю, увидеть момент ее создания. Мифотворчество, как способ создания истории. Из книги следует, что всем тем, что мы так или иначе знаем о средневековье, мы обязаны Баудолино, который с первых же строчек заявляет нам о том, что он природный лгун и верить мы ему не обязаны. История будет создаваться непосредственно на глазах читателя, если он, конечно, будет подготовлен к этому.

Роман «Баудолино» можно разделить на две логические части. В первой части Баудолино «создает» события средневековой истории, активно влипая в самые разнообразные переделки. Вторая часть, посвященная описанию путешествия Баудолино в царство Пресвитера Иоанна, самая фантасмагоричная. В этой части Баудолино материализует средневековую мифологию. На своем пути он встречает разнообразных диковинных существ, которых красочно описывает Хониату – исхиаподов, блегмов, поциев, гипатий, мантикор, птиц-рух и даже единорогов. Есть в этой книге и детективная загадка, однако она вторична по отношению к основной идее.

Скачать электронную версию книги.

Вердикт: Отличная книга для любителей средневековой истории и интеллектуального чтива.

Размещено в: Список литературы

Ответов ( 4 ) «Умберто Эко «Баудолино»»

  1. Дядя Оскар написал:

    Все верно подмечено. Меня при прочтении, да и после тоже посещали аналогичные мысли. Рад, что кто-то облек их в вербальную форму, ага ;)
    Единственное дополнение. Если начинать знакомство с Эко с романа “Баудолино”, можно просто не врубиться в этого автора (IMHO ессно).
    А вообще у Эко плохих работ нет. Одно то, что чувак за два десятка лет выдал только четыре романа, о многом говорит.

  2. Lex написал:

    Все так.. Лучше всего читать книги Эко в порядке их написания, то есть – “Имя розы”, “Маятник Фуко”, “Остров накануне” и “Баудолино”. Но я пишу отзывы на книги, которые прочитал конкретно в данный момент. К тому же, как мне кажется, чтение Умберто Эко требует от читателя определенных знаний, иначе можно не въехать в автора, независимо от порядка прочтения его книг. (:

    Кстати, Умберто Эко в прошлом году выпустил еще один роман (пятый) – “Мистический огонь королевы Лоаны”, который, насколько мне известно, еще не был переведен на русский язык.

  3. Варфоломей написал:

    Когда мне подарил на 16 лет (как черт возьми давно это было) один из больших друзей семьи эту книгу я даже не представлял что будет. Плюсом к замечательному “тому постсоветcкому изданию” прикреплены рассказы и эссе Толстого Итальянца. Читал несколько лет, перечитывал, верно ты говоришь книгу читать место надо. Я читал по кусочкам, а потом шел полями километров по 10 в тишине в далеке от города и думал, таща рюкзак об Имени Розы. Маятник Фуко и Остров накануне не читал, а вот Баудолино купил, сразу съел, переварил и съел заново. Перфекто и белиссимо. Хотя что ещё можно было можно ожидать от человека, который говорит что ” а это малая моя библиотека 10000 книг”, в большой 40 000. Рекомендую всем кто ещё не осилил прочитать. Лучше в этот момент не есть, не пить и в одиночестве переварить. Тут важен темп вхождения:)

  4. lu написал:

    Мои наблюдения: Дэн Браун явно вторичен относительно Умберто Эко, однако... не менее занятно, что “Баудолино” – итальянский приемный сынишка Ф.Барбароссы – возможно, это – темочка из “Снега святого Петра” Лео Перуца (1938 г.)?

    < Дело в том, что все "Баудолино" это сплошной сборник цитат. Можно даже устраивать конкурс - найди источник и скрытую цитату. Эко нарочито расставляет такие "тайники", поэтому человеку эрудированному читать его книги - одно удовольствие - прим. автора >

Оставить комментарий