Остров (The Island)

ОстровС самого начала «Остров» позиционировался создателями как одно из громких кинособытий года. Его, как и «Войну миров» и «Бэтмен: Начало», преподносили зрителям как стопроцентный кинохит. Фильм снимает Майкл Бей, а для киномана это имя звучит как проверенная торговая марка. Все фильмы этого режиссера всегда попадали в точку, что в случае кинобизнеса означает попадание в кассу. Он снял «Скалу», обе части «Плохих парней», «Армагеддон» и «Перл-Харбор». Машина по созданию блокбастеров, не знающая осечки. Настораживал лишь тот момент, что все свои предыдущие работы Бей создал в сотрудничестве с известным продюсером Джерри Брукхаймером. «Остров» был первой смелой попыткой Майкла Бея отправиться в свободное плавание и показать всему миру способность работать в одиночку. Попытка оказалась катастрофической. Не просто неудачной, а именно катастрофической. Снятый за 126 миллионов долларов (здесь еще не учитываются расходы на маркетинг, которые в случае «Острова» были поистину масштабными), «Остров» с трудом смог наскрести в американском прокате сумму, едва составляющую четверть своего бюджета.

Я шел на фильм, уже зная о провале Бея. Мне было интересно самому составить мнение о фильме, попытаться понять причины провала. Действительно ли так уж плох фильм или американский зритель просто его не понял? К сожалению, фильм действительно оказался «второй свежести», пустым и тусклым. Фильм вторичен по отношению как к творчеству самого Майкла Бея (сцена погони по автостраде за грузовиком и деструкция преследующих автомобилей, роняемыми с грузовика объектами, полностью содрана с предыдущего фильма Бея – “Плохие парни-2”), так и к другим фильмам на аналогичную тему. Все актеры в фильме играют шаблонно, сыгранные ими персонажи – картонные. Нет причин сомневаться в таланте Макгрегора и Йохансен, как актеров. Но в данном фильме их таланта не видно. Актеры просто отрабатывают свои деньги, не озадачиваясь особо игрой. Но не это главный минус фильма. В конце концов, мир знает множество фильмов, ставших кассовыми хитами не столько даже благодаря, сколько вопреки актерским способностям задействованных в них лицедеев.

Многие аналитики, пытающиеся понять причину провала фильма, говорят о неудачном трейлере, в котором зрителю раскрывалась вся сюжетная канва. Определенная вина трейлера, безусловно, в неудаче фильма есть. Но переоценивать ее не стоит. Фильм погубило две вещи – слабый, откровенно инфантильный сценарий и претензии Бея на то, чтобы снять глубокомысленный фильм с некоей внутренней философской идеей. Сценарий изобилует брешами и натянутостями. Обрезанная сюжетная линия со спонсором персонажа Скарлетт Йохансон, большая огромная кнопка с надписью “Не нажимать! Приведет к разрушению всех злодейских планов” оставленная на самом проходном месте, без какой-либо охраны, и вообще, в целом, абсурдная концепция охраны важнейшего стратегического объекта (отсутствует охрана внешнего периметра – открыл люк и все – кругом не души). Сценарий можно пинать бесконечно долго. Каждый найдет в фильме свой «любимый» момент. Удручает другое. Майкл Бей – это режиссер, зарекомендовавший себя, прежде всего, как мастер жанра «action». Именно этот жанр удается ему лучше всего. В «Острове» же он отказался от действия в угоду подачи зрителям некоей философской проблемы, а справиться с этой задачей не смог . В фильме, который во всех рекламных роликах позиционируется как фильм класса «action», присутствует всего две зрелищных сцены – сцена погони за грузовиком и сцена падения с небоскреба. Первая сцена, смотрится по-настоящему эффектно, но при этом постоянно ловишь себя на мысли, что все это уже ты видел. И видел недавно, в предыдущем фильме Бея. Зачем было нужно передирать у себя же самого концепцию одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма, для меня лично неясно. Другая же сцена, сцена падения с небоскреба снята несколько скомкано, и сама ее идея выглядит весьма нереалистично. Остальное же действие в фильме попросту не захватывает. Все предсказуемо, все наивно и наигранно.

Если Бей своим фильмом пытался заставить зрителя задуматься о проблеме клонирования и, в первую очередь, проблеме самоидентификации клонов в человеческом обществе, то он сильно просчитался. Из-за динамики сюжета не успеваешь сопереживать главным героям. У Бея получился нежизнеспособная помесь “action” и социальной философии. Получилось и не зрелищно и не поучительно.

Будь фильм снят с гораздо меньшим бюджетом, менее известным режиссером и без той пафосной маркетинговой шумихи, он бы смотрелся крепким середнячком. Скажем, он ничуть не хуже других боевиков, которые в Голливуде снимаются пачками. Но для фильма, который снял Майкл Бей и которой должен был стать событием года – это, безусловно, провал.

Вердикт: Богато выглядящий научно-популярный фильм о личностных проблемах клонов, снятый в фирменных майклобеевских охровых тонах. Красиво, но на DVD я этот фильм себе в домашнюю коллекцию брать не буду.

Размещено в: Важнейшее из искусств

Ответов ( 4 ) «Остров (The Island)»

  1. Марк Юлий Брут написал:

    Коротко. Мне понравилось. А сцена погони лучше чем в Плохих Парнях 2, там вообще все кино завязано на нытье негров о том что они черные. Это сейчас модно – быть черным и страшно злиться по этому поводу ;-)
    Нынче даж белые говорят, что они черные, а после этого заявляют что их унижают. Потому, что они черные. Естесственно. :-)

  2. Слим написал:

    Не знаю. Не знаю. Мне фильм очень даже понравился. Я о его выходе и не знал, случайно пригласили в кинотеатр, так что насчет того же маркетинга – для России затрты были минимальны. А фильм понравился больше чем раскрученная “Война миров” ( Это фильм должен был стать главным кинособытием года, по-моему мнению не дотягивает, хотя на безрыбье... ). Уж слишком много шумихи было вокруг этого фильма. И не надо примешивать сюда социальную философию, это экшн, практически чистый, может быть не очень динамичный ( чисто экшеновых сцен всего 2, но они вызвали у меня полный восторг ).
    Насчет других огрех и ошибок, а где их нет? Фильм увлек меня так что я напросто забыл про них, а вспомнил только когда уже вышел из зала.
    Так что забудьте про соцфилософию, и просто наслаждайтесь фильмом.
    Рекомендую всем.
    Лучший фильм который я видел в этом году ( конечно глубокого смысла в нем нет, но тем не менее это не помешало мне получить удовольствие от фильма )

  3. Lex написал:

    Этот фильм не тянет на полноценный зрелищный экшн, который традиционно отлично удаются Майклу Бею. Для просмотра в “no-brain mode” он слишком затянут и скучноват, а для интеллектуального кино в нем слишком много отвлекающей динамики. В итоге фильм получился кентавром. К тому же весь фильм вызывает ощущение вторичности. Все это уже было.
    Кстати “Война миров” – отличный фильм. Отличный именно в кинематографическом плане. Спилбергу удалось за пару месяцев сваять шедевр, а Круз сыграл в нем так, что неплохому в принципе актеру Юэну Макгрегору за свою игру в “Острове” должно быть стыдно.

  4. доктар написал:

    скучный пластмассовый фильм

Оставить комментарий