Перевозчик 2 (Transporter 2)

Перевозчик 2Творчество французского режиссера Люка Бессона можно сравнить с творчеством другого великого француза – Александра Дюма-отца. Подобно великому литератору, Бессон необычайно плодовитый автор. Он выпускает фильмы в таком же количестве и с такой же быстротой, с какой Дюма писал свои книги. И так же, как и в случае с Дюма, творчество Бессона нельзя назвать «ровным» – на один по-настоящему хороший фильм приходится несколько второсортных проходных картин. После сокрушительного провала фильма «Посланница:История Жанны д’Арк», Бессон так и не нашел в себе силы вновь сесть в режиссерское кресло. Вместо этого он сосредоточил свои силы на разработке сценарных идей и выполнении продюсерских функций. Он пишет, пишет и пишет, а его поденщики снимают, снимают и снимают. Он не боится прослыть ремесленником, поставив на поток выпуск фильмов под маркой «Люк Бессон представляет».

Достаточно посмотреть «Леона» и «Пятый элемент», чтобы убедиться в творческой силе и потенциале Бессона-режиссера. Но почему тогда последующие вещи Бессона-сценариста так удручают? Продолжение блестящего интеллектуального триллера «Багровые реки» получилось жалким и блеклым. Глупый сюжет, изобилующий множеством натяжек и дыр, выглядит блекло по сравнению с оригинальным творением Жана-Кристофа Гранже. Или возьмем, к примеру, один из последних фильмов Бессонна «Дэнни-пёс» (Danny the Dog), другое название – «Спущенный с цепи» (Unleashed). Этот фильм, чем-то напоминающий по сценарной задумке раннюю работу Микки Рурка «Отходная молитва» (Prayer for Dying), несмотря на ураганные поединки в исполнении Джета Ли, поставленные мастером своего дела Юанем Ву-Пингом и поистине звездный состав, тоже не вызывает восторга. Для простого мордобойного экшена в картине слишком много и долго говорят, а до психологической драмы фильм не дотягивает в силу неправильной расстановки акцентов. Героям не сопереживаешь – все картонно, все условно. Маски и декорации слишком просты – как в шекспировском «Глобусе». Бессон пытается пробовать себя на стыке жанров, играть на не знакомом ему поле. И потому эти попытки обречены на неудачи. У режиссеров-поденщиков, привлекаемых Бессоном для экранизации его литературных творений, не хватает опыта, чтобы поставить серьезную драму или атмосферное кино. Поднаторевшие в съемках видеоклипов, эти режиссеры новой волны более уверено чувствуют себя в чистом жанре «action». И вот в этом жанре они способны дать чаду. Франчайз «Перевозчик» представляет собой пример одной из немногих удачных находок Бессона-сценариста. Первый «Перевозчик», снятый Кори Юэнем был настолько хорош и свеж, что даже пессимисты понимали – продолжение обязательно последует. Таковы уж законы киноиндустрии. Эти же самые законы гласят, что сиквелы, как правило, получаются хуже оригинала, поскольку не предлагают свежих идей, а лишь эксплуатируют удачные находки оригинала. Бывают, конечно, и исключения – «Терминатор-2», «Чужие», «Люди Икс-2». К счастью, «Перевозчик-2» как раз такой случай.

«Перевозчик-2» очень честный фильм. Честный в том плане, что он не старается казаться тем, чем не является, как, скажем, было в случае «Дэнни-пса». Это чистой воды фильм действия, скроенный по всем законам этого жанра и живущий в своем мире. Чтобы получать удовольствие от просмотра такого кино, нужно отключить мозг, раскрыть по шире глаза и принять на веру предлагаемые режиссером правила игры. Для просмотра таких фильмов очень важен акт веры. Без этого неизбежно начинаешь охватывать критическим взглядом происходящее на экране и искать разумное зерно там, где оно не предусмотрено изначально. В конце концов «Перевозчик-2» это прежде всего феерия. Головокружительные трюки, необычайно динамичные сцены поединков («fight sequence» – как называют их в Голливуде) и очень крутые дядьки с тетками. Ну и, конечно же, центральный персонаж – перевозчик в блистательном исполнении Джейсона Стэтхема. Воистину потрясающая находка для Голливуда. Второй случай в истории кино (после Брюса Уиллиса) когда неплохой комедийный актер оказывается отличным героем жанра «action». Когда мы смеялись над персонажами Стэтхема в «Карты, деньги, два ствола» и «Большом куше», мы и подумать не могли, что в этом актере столько харизмы, что хватит на двух Терминаторов. Ему одинаково хорошо удаются и роли безжалостных злодеев («Сотовый») и мрачных и неразговорчивых, но с большим сердцем, героев («Перевозчик»).

Отдельно стоит сказать о работе Кори Юэна. Сейчас жанр находится в стагнации. Пресыщенного зрителя сейчас очень трудно чем-либо удивить. Нужен либо совершенно свежий взгляд на жанр, как, скажем в «Онг Баке», либо творческий подход к уже освоенным методикам. В первом «Перевозчике» Юэн показал нам совершенно фантастическую сцену массового побоища на автобусной стоянке, продемонстрировав, как многого можно добиться добрым словом и двумя велосипедными педалями. В продолжении персонаж Стэтхема не менее эффективно орудует пожарным гидрантом, показывая чудеса эквилибристики. Гибкость и нахрапистость Стэтхема в сочетании с изощренной хореографией Юэна представляют собой головокружительный коктейль из драк, погонь и перестрелок.

Вердикт: Полтора часа увлекательного отдыха, обязательно к просмотру в режиме «no-brain».

Размещено в: Важнейшее из искусств

1 Ответ «Перевозчик 2 (Transporter 2)»

  1. kaizer написал:

    Перевозчик-2 – это БОЕВИЧИЩЕ года!

Оставить комментарий