9 рота

9 ротаЗарекался я смотреть продукцию постсоветской кинематографии. Однако, уговоры друзей, заявлявших, что этот то фильм просто необходимо посмотреть, вкупе с бодрыми заявлениями создателей, уверявших, что на этот раз фильм получился настоящим произведением киноискусства, сделали свое дело. В отрывках все действительно смотрелось бодро и интересно, поэтому я дрогнул в своей решимости игнорировать отечественных деятелей от кино и купил билеты.

В начальной школе есть такой жанр литературной работы – изложение. Преподаватель читает образец текста, а потом детишки пытаются передать (изложить – отсюда и название жанра) на бумаге суть услышанного. «9 рота» это своего рода попытка российского кинематографа написать изложение на тему известного фильма Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket). Кубрик снял свой весьма провокационный фильм о Вьетнамской войне еще в 80-х и этот фильм, на мой взгляд, является одним из лучших об этой войне. В «9 роте» Бондарчук вольно или невольно копирует всю структурную (и главное – сюжетную) основу «Цельнометаллической оболочки» Кубрика. Новобранцы прибывают в учебку (каждый новобранец идентифицируется у зрителя непосредственно по присвоенным кличкам), где над ними измывается строгий и требовательный боевой прапор. Кстати прапор Дыгало, в исполнении Михаила Пореченкова, является жалким подобием сержанта Хартмана, которого блестяще сыграл действительный военный Р. Ли Эрми. В многочисленных критических откликах сталкивался с высказанным мнением, что это лучшая роль телевизионного Пореченкова. Что ж, остается только посочувствовать Михаилу, и пожелать ему других, более интересных ролей. Jбучение в тренировочном лагере, также как и в «Цельнометаллической оболочке», представляет собой отдельную логическую часть фильма. Эта логическая часть наполнена юмором, шутками и прибаутками.

Во второй части фильма, ритм повествования меняется. Также как и Кубрик, Бондарчук во время этого перехода желает резко напугать зрителя ужасными реалиями войны. И наконец боестолкновение, кровавое и страшное, в котором часть героев погибнет, а часть станет немного другими. Берем чистый листок, кладем на него копирку, сверху прижимаем шедевр Кубрика, обводим контуры неумелой рукой дебютанта и получаем «9 роту». Копировать признанных мастеров само по себе не является постыдным занятием. Скажем, все творчество Тарантино представляет собой причудливый коллаж из заимствований и цитат. Но цитировать и заимствовать тоже можно по-разному. В «9 роте» именно заимствованные моменты смотрятся убого и неуклюже, а те места, где Бондарчук пытается идти своим путем – получаются наиболее интересными. Момент, когда разведчик в учебке пафосно-замогильным голосом произносит «Никто и никогда не смог завоевать Афганистан», вызвал у меня прямо в зале презрительный смех. Наигранно и глупо. Оставим даже в стороне историческую правду, исполнение этого эпизода иначе как жалким не назовешь.

Что порадовало, так это наличие свежих, не затасканных дешевой во всех смыслах отечественной телеиндустрией, лиц. Я готов простить господину Бондаручку все его недостатки за то, что он не стал приглашать на главные роли затасканных и вызывающих изжогу Хабенских, Куценко и Домогаровых. Однако сил пойти до конца не хватило, поэтому зритель вынужден любоваться в фильме на самого Бондарчука, Пореченкова и его неразлучного «санчо-пансу» Краснова. Что поразительно, но на фоне молодых, неискушенных актеров хуже всех смотрится актерская игра самого Бондарчука. Самые худшие моменты в фильме – это кадры с Бондарчуком. Он фальшивит, переигрывает и кривляется перед камерой настолько бездарно, что хочется запустить в экран помидором. Верхом безвкусия считаю сцену, когда Хохол в его исполнении встречает новобранцев фразой «Добро пожаловать в доблестную 9 роту..». А вот молодежь порадовала. Не все из них дебютанты, но лица выглядят свежими и неискушенными, а «актерский глаз» еще не замылен.

Не понравилась собственно все исполнение сцены боестолкновения. По сути – это сюжетный апогей фильма, его соль и суть, то, к чему ведет все повествование, и ради чего собственно, этот фильм снимался. И здесь очень много замечаний. Бой снят настолько скомкано и непрофессионально, вполне в духе российских режиссеров-клипмейкеров. Для трехминутного клипа рапидная съемка, быть может, и смотрится нормально, ведь в короткий промежуток времени нужно успеть рассказать какую-то нехитрую историю. Но в масштабном кинопроекте дерганная манера съемки просто раздражает. Если уж господин Бондарчук решил вышибать из зрителя крокодильи слезы, то нужно было показать смерть каждого главного персонажа обстоятельно и, как говорится, «со смаком». В замедленном ритме и с подобающей музыкой. А мы получили коктейль из взрывов и перепачканных лиц. В этом коктейле я смог идентифицировать гибель только двух персонажей. Когда же погибли остальные, я могу только догадываться. Может, конечно, смерть этих персонажей автор просто забыл показать, оставив, так сказать, кое что за скобками повествования и предоставив зрителю додумать кое-что самому. Соответственно слезу вышибает гибель только этих, прочувствованных персонажей. Остальные, кажется, сейчас выйдут из окопа и, достав пачку сигарет, устало закурят. При этом в некоторых местах операторская работа действительно радует. Начальные кадры, словно украденные из титл-сета второй «Невыполнимой миссии», когда нам показывают прекрасные горные пейзажи, Пореченкова в красных маках, заставляющих вспомнить работы Чжана Имоу, попадание «стингера» в транспортный самолет.

Отдельно стоит сказать про моджахедов. Я не уверен, рассказывали ли этим товарищам в пакистанских тренировочных лагерях про Спотсилвейни, Плевну, Пашендейл и Зееловские высоты, смотрели ли они фильм «Чапаев», но более чем уверен, что про такую вещь как станковый пулемет они наверняка слышали. Чем объяснить тот факт, что в фильме кучная толпа моджахедов подобно каппелевцам бодро шагает на укрепленные позиции под плотным пулеметным огнем, я не знаю. Два НСВ очистили бы всю высоту от наседающих моджахедов, вышагивающих по ровной местности, за пару минут. Во всяком случае, неуязвимый бородатый дядька в солнцезащитных очках, шагающий в первых рядах, эту атаку бы точно не пережил.

Подводя итог, замечу, что фильм для российского кинематографа получился неплохой, удалось избежать некоторых обычных для него «граблей», воссоздать все приметы и признаки ушедшей эпохи. Но неумелая попытка копировать известные западные шедевры, очевидная даже неискушенному зрителю, удручает. Раздражает идеологическая пропитка фильма, представляющая собой очередную попытку переписать историю, засорить мозги молодого поколения ложью о той войне, в которой за десятилетний период погибло меньше народу, чем за один год первой чеченской войны. Резюмируя, замечу, что второй раз смотреть этот фильм не буду. Лучше пересмотрю «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика.

Размещено в: Важнейшее из искусств

Ответов ( 7 ) «9 рота»

  1. Antonio написал:

    Насколько я знаю, на самом деле (в реальности) всего 2 и погибли. Остальных ранило.
    < В действительности в описываемом фильмом боестолкновении погибло 6 человек - прим. автора >

  2. Николай написал:

    Блин. Как много чего написано про фильм. Я ждал когда кто-нибудь из хакаснета зачнет эту тему.

    Могу сказать, что фильм мне понравился. А понравился он потому, что я не смог не сопереживать его героям. И в который раз фильм напомнил, что война – это плохо. А про это не стоит забывать.

    < Война есть неизбежность, плохо это или хорошо, но армия именно для этого стране и нужна. Не для парадов, не для создания рабочих мест, а именно для войны. Лично мне "9 рота" не напомнил о том, что война это плохо. Для этого он слишком плохо снят. Про морализаторство Бондарчука на эту тему достаточно хорошо сказал Гоблин, поэтому повторяться не хочу (кстати я в этом вопросе с господином Пучковым вполне солидарен). Раньше служба в армии была единственным занятием достойным аристократа. Никто умирать не хотел, все хотели жить, но если было нужно шли на войну и умирали. Чтобы увидеть героев, достаточно прочитать историю сражения за Москву 1941 года, а не смотреть творение Бондарчука. Кинематографических минусов у "9 роты" больше, нежели плюсов и мне не нравится, что из этого фильма делают "священную корову". В России снимается полно фильмов, но не из каждого делают живую икону, помолиться на которую в кинотеатры приходит миллионы людей. "9 рота" на роль всенародной иконы не годится. Я посмотрел фильм с удовольствием, но ничего особенного в нем не увидел. Бондарчуку незачет - прим. автора >

  3. MrWhite написал:

    Ну наконец то.... я все думал когда же автор возьмется за 9 роту. Небуду ни в чем переубеждать его. Дабы кольчество просмотренных им фильмов действительно впечатляет.... Большинство из того что нравится ему понравилось и мне. Вот только я не смог бы написать про такое... хотя 9 рота я считаю за последнее время лучшим фильмом русского кинематографа.... ну еще “Турецкий гамбит” ... Хотя фильм рождает глубоко зарытые патриатические мысли.... больше всего мне понравилось... когда молодой пацан не разу не пробовавший женщину подорвал себя гранатой.... и дело не в том что фильм снят как то просто народу напомнили про афганистан......

    < Мои патриотические чувства не зарыты далеко, и для их проявления не требуется просмотр такого фильма как "9 рота". Мне не нравятся акценты, расставленные в этом фильме. Я считаю этот фильм вредным для нашей Родины, ибо он показывает не величие и мощь советской армии, которая в Афганистане воевала во многом лучше и успешнее, чем российская в Чечне, а выполняет определенную идеологическую программу. А чтобы подорвать себя и врагов гранатой, мне кажется, нужно что-то большее, чем хотя бы раз попробовать женщину. А что касается напоминания народу... То пустое это. В подавляющем большинстве случаев, полупьяной массе, жрущей попкорн и пиво в кинозале, абсолютно безразлично где происходит действие - в Афганистане, Чечне, Анголе или Вьетнаме. Люди посмотрели фильм, пожрали попкорн, выпили пару бутылок пива и пошли дальше по своим делам. Вот и вся цена этому напоминанию. - прим. автора >

    p.s . Леха ты в отпуске чтоли?
    < Ну да. Типа того (: - прим. автора >

  4. Che написал:

    Про попкорн и пиво полностью согласен с автором. Предпочитаю смотреть тяжелые, заставляющие задуматься фильмы в одиночестве. Но на 9 роту пойду в кинотеатр, с батей, он, только закончив высшее училище связи, был в Афганистане (1979-1981), командовал взводом в отдельной роте связи. Сходим – поделюсь его мнением.

  5. Eva написал:

    Могу подписаться практически под каждым словом автора. Удивительно, когда читаешь свои мысли, выраженные другим человеком.
    Действительно, Бондарчук сильно переигрывает, особенно в реплике про то, что он будет делать после войны (“..пить буду, потом опять пить буду..”): ведь заранее об этом, как мне кажется, никто не думал.
    Но очень понравилась музыка и панорамные съемки гор – ведь это горячо любимый Коктебель, знакома каждая вершина!

  6. volandkit написал:

    Нда, фильм глубоко разочаровал. Согласен, фраза про незавоеванный Афганистан звучит как несмешной анекдот. Никаких патриотических чувств фильм не пробуждает, а мне, выросшему среди людей, которые на этой войне были, глубоко неприятно обсирание этой темы Бондарчуком (извините, по другому сказать не могу). Тем более возмущает позиционирование этого фильма, как возрождение Российского кино. С другой стороны, адекватного ответа этому фильму навряд ли будет, так что грустно, что молодежь будет учить историю Афганской войны по этому фильму (а наверняка в 90% случаев так и будет).
    По моему, пора нашему правительству начать финансирование идеологических фильмов, после просмотра которых, будет просыпаться гордость за страну и за армию. Насколько я знаю, в США такое дело уже поставлено на поток, и в частности, выпускается куча фильмов (блокбастеров), после которых масса народу хочет идти и идет служить в армию.

  7. Sweik написал:

    Это первый качественно снятый отечественный фильм про войну и поэтому Бондарчуку можно простить все огрехи, коих конечно, в фильме немало. Но лед сломан, думаю дальше отечественный кинематограф безусловно порадует нас новыми военными лентами и , в частности про Великую Отечественную войну, про которую действительно стоит снять хороший фильм на новом витке развитие кинематографии в России.

Оставить комментарий