Doom

DoomКаждый человек, решившийся сесть за клавиатуру и нажать кнопочку «Power» на системном блоке, рано или поздно делает в своей жизни три вещи: случайно удаляет с диска важные файлы, раскладывает пасьянс «Косынка» и, наконец, проходит хотя бы один уровень в Doom. Эта компьютерная игра произвела настоящий фурор в 90-х, совсем недавно вышел долгожданный триквел игры, а следом и экранизация. У этого фильма была непростая и долгая дорога на экран. Дольше и извилистее этот путь был, пожалуй, только у экранизации другой культовой игры – Resident Evil, менявшей режиссеров и студии. Также как и в случае упомянутой Resident Evil, права на создание фильма по игре Doom несколько лет лежали мертвым грузом на полке. Слухи о грядущей экранизации и задействованных в ней «мегазвездах» периодически всплывали на многочисленных фанатских форумах. Однако Id Software, не желая разбрасываться самым удачным своим франчайзом, в переговорах с киностудиями соглашалась только на временную передачу прав на экранизацию, жестко оговаривая сроки создания фильма. Если студия не начинает производство фильма в эти сроки, права возвращаются авторам игры. Так, после почти 15 месяцев бездействия (имея готовый сценарий на руках), прав на экранизацию лишилась Warner Bros. Все изменилось в 2004 году, когда права перешли к студии Universal. К этому времени компьютеры геймеров уже были покорены третьей частью Doom, и боссы Universal решили ковать железо пока горячо. Имея сценарий, написанный, что называется «с нуля» и произведя с режиссерами пару рокировок, студия начала съемки фильма. У руля постановки встал режиссер среднего звена Анджей Бартковяк, из более менее достойных работ которого можно отметить разве что «Ромео должен умереть» и «Сквозные ранения». Это обстоятельство вносило легкое напряжение в процесс ожидания фильма. Справится или нет? Однако Бартковяк не подкачал. Фильм получился весьма достойный.

Снимать экранизацию любой культовой игры или книги – дело заведомо неблагодарное. Среди фанатов всегда найдутся махровые оппортунисты, угодить которым невозможно в принципе. Уж на что великолепным получился «Властелин Колец» у Питера Джексона, однако значительная часть толкинистов все же восприняла его в штыки. В случае с экранизацией Doom ситуация гораздо более трагичная. Из всей трилогии Doom, пожалуй, только третья часть обладает более менее вменяемым сюжетом. Подходя к вопросу переноса игры на большой экран, сценаристу хватило ума абстрагироваться от игры и предложить собственную трактовку знакомого либретто. Однако к этому, как раз, оказались не готовы фанаты. Большинство их, пришедших на этот фильм, не способно взглянуть на происходящее на экране как на вполне самостоятельное произведение.

Будем откровенными. Фильм Doom не открывает новых горизонтов в киноиндустрии. Он не выводит жанр на новый уровень, не предлагает зрителю небывалых трюков или особо зрелищных спецэффектов. Бартковяк не стал изобретать велосипед, а заимствовал уже существующие наработки мастеров по цеху, слепив достойный гибрид из «Обители зла», «Чужого против хищника» и «Чужих». Влияние этих трех фильмов устойчиво ощущается на протяжении всех полутора часов. Фильм изо всех сил пытается пугать и местами это у него вполне получается. Методы нагнетания атмосферы, конечно, при этом используются достаточно шаблонные, но эффективные. Мы смотрим на экран, мы знаем, что сейчас что-то произойдет, мы готовим себя к этому, но когда из темноты выскакивает какая-нибудь тварь, мы все равно непроизвольно вздрагиваем. Была в фильме пара моментов, когда захотелось закричать на весь зал: «Сохраняйся, мужик! Сохраняйся!».

И если в большинстве сцен чувствуется сдержанность режиссера, то когда дело доходит до мордобоя, Бартковяк расходится на полную мощность. Видимо сказывается солидный опыт работы с Джетом Ли и Стивеном Сигалом. Поединок в тюремной яме, пожалуй, является одним из наиболее интересных и ярких моментов в фильме. Жесткий, энергичный, мощный. К сожалению, финальный поединок такой же оригинальностью не блещет. То ли Бартковяк к этому моменту выдохся, то ли постановщик подкачал, то ли при монтаже потерялась динамика. Но конечный результат удручает. В свое время на ринге «Скала» Джонсон демонстрировал гораздо более зрелищные схватки, нежели мы увидели на этот раз.

Подводя итог, замечу, что у Бартковяка получился добротный, крепко сбитый фильм. Не шедевр, не новое слово в кинофантастике, не обязательная к просмотру классика, но и не проходное дешевое кино, которое хочется забыть сразу же после просмотра. Жаль только, что фанаты, в большинстве своем, этого не оценили. А ведь именно на них Universal делала основную ставку. В итоге – крайне низкие сборы в кинотеатрах и весьма сомнительные перспективы съемки сиквела.

P.S. Первый раз мне не удалось попасть на сеанс, поскольку все билеты были проданы. В холле кинотеатра я увидел пару десятков солдат в форме, дружной гурьбой ожидавших начало сеанса. В другой день, я купил билет заранее. Придя в кинотеатр к началу сеанса, я был удивлен, увидев в холле другую группу солдат, ожидающих сеанса. Складывается такое ощущение, что командование местной военной части твердо намерено сводит весь воинский состав на Doom. На другие фильмы такой повальной посещаемости не наблюдалось. Забавно. Может опыт перенимают?

Размещено в: Важнейшее из искусств

Ответов ( 3 ) «Doom»

  1. Max Folder написал:

    А если режиссер абстрагировался от сюжета игры (а сюжет там блещет глубиной и оригинальностью), то почему фильм называется “ДУМ”, а не “Призраки Марса Анджея Бартковяка” или “Тетрис против Арканоида”.
    Подозреваю почему не пошли фанаты. Культ создался вокруг первых 2 частей игры, фильм должен был выйти несколько лет назад и получил бы свою долю фанатов. Уже выросло поколение игроков без “Дума 2”. “Дум 3” уже не великий, а, в лучшем случае, выдающийся. Лучше бы они “Макс Пэйн” экранизировали, а еще лучше – придумали бы что-нибудь оригинальное, а не жевали одну кащу десять раз.

    < Думается, фильм представляет собой собственное видение сюжетной канвы, а не дословное изложение того, что уже есть в игре. Кому-то это может нравиться, кому-то нет. Игра не книга, тем более такая игра, как шутер от первого лица. Мне понравилось то, что я увидел. - прим. автора >

  2. Max Folder написал:

    http://alham.net.ru/doom/index.htm

    < Забавно. Стоит того, чтобы посмотреть :) - прим. автора >

  3. Saint_de_Vill написал:

    Долго жевать не буду, скажу лишь то, что фильм однозначно понравился, и не в последнюю очередь сценой шутера от первого лица и конечно же совершенно новой трактовкой известных событий при сохранении внешнего вида монстров прямиком из третьей части игрушки. Добротно и со вкусом! Прямо как и сама игра, не то что нудный квак-4.

Оставить комментарий