Чак Паланик “Дневник”

Обложка книгиЧак Паланик сейчас моден. А быть модным это и благословение, и проклятие для автора. Это означает, что каждая новая выходящая книга воспринимается сквозь призму его предыдущего творчества. Люди ждут, что книга будет в том же стиле и такой же по уровню, как и предыдущие. Стоит сделать только шаг в сторону от протоптанной тропы и сразу же становятся слышны недовольные возгласы — Паланик исписался, Паланик уже не тот, что прежде, Паланик пишет халтуру. «Дневник» как раз та книга, которую наиболее оголтелые фанаты Паланика, провозгласившие его творчество знаменем контркультуры, не смогут принять объективно. Это книга, написанная, безусловно, в фирменном стиле Паланика, но абсолютно не в духе Паланика.

Чаку Паланику, по всей видимости, и самому поднадоела эта шумиха вокруг его имени, поиск в его книгах каких-то скрытых посланий, призывов и протестов. Словно стебаясь над фанатами, он называет свой персональный сайт «The CULT». И сам «Дневник» — это, по сути, внутренний протест против попыток загнать его, как автора, в тесные рамки брутального клише, сделать его живой иконой. Все ждут от него нового шедевра уровня «Бойцовского клуба», он просто не имеет право разочаровывать своих поклонников. А вместо этого, Паланик пишет книгу, в которой нет брутальности, нет обличительных призывов менять общество. Только попытка погружения внутрь природы творческой гениальности.

Да. «Дневник» представляет собой книгу о гениальности, ее природе и цене, которую платит гений за возможность создавать шедевры. Моцарт задавался вопросом – совместим ли гений и злодейство? Паланик, устами своих героев, задается в «Дневнике» другим вопросом – возможна ли гениальность без страданий? Может ли гений создать шедевр не испытывая лишений, перманентной боли? Что есть гениальность — обреченность, неподвластная нашей воле, или случайность, обусловленная стечением обстоятельств?

Если вам нравится бунтарская проза Паланика и вы готовы к литературным экспериментам, то это книга для вас. Попробуйте начать читать и заставьте себя не откладывать книгу хотя бы первых пятьдесят страниц. Я уверен, если эта книга для вас, дальше у вас откроется второе дыхание, и вы уже не сможете оторваться от истории, пока не дочитаете последнюю страницу.

Вердикт: Удачная попытка Паланика выйти за пределы собственного амплуа

Скачать электронную версию книги.

Размещено в: Список литературы

Ответов ( 11 ) «Чак Паланик “Дневник”»

  1. reprobate написал:

    читал твой пост и как бальзам на душу... хорошо излагаешь, не думал написать свой “дневник”? :)
    < Этот вопрос мне часто задают. Но пока в работе находится книга совсем другой направленности, но в творческих планах стоит и литературное произведение (; хотя бы в качестве эксперимента - прим. автора >

  2. Вячеслав написал:

    За раз я прочитал на 50 страниц, а полкниги. Еслибы не надо было уходить – прочитал бы сразу всё. Проза Паланика с каждой книгой становится глубже и что от него ждать в следующий раз... Очередного гениального творения!

  3. Эльвира написал:

    Книга потрясающая и понравилась мне гораздо больше, чем тот же Бойцовский Клуб.

  4. peter написал:

    я много занимался палаником. «дневник» я читал и в оригинале и в переводе. мне кажется, что это — его самая неудачная книга.

    причина этого кроется не в том, что он перестал смеяться над современным обществом и больше не призывает менять мир. (да и раньше эти вещи, как мне кажется, не являлись его главной задачей. «бойцовский клуб» не стоит воспринимать только как руководство к действию.) дело в том, что паланик продолжает пользоваться уже проверенными приёмами, не придумав ничего нового. тот же стиль, та же структура повествования, те же художественные приёмы, похожие идеи. при этом — слабый сюжет и невнятная система персонажей.

    это не плохая книга. но если посмотреть на неё в контексте всего творчества паланика, окажется, что ничего нового в ней нет.

  5. Katenok_666 написал:

    Про книгу узнала случайно,но отзыв о ней был хороший,решила купить.Сначала читать было тяжело,но потом затянула до такой степени,что прочитала её за ночь.
    Думаю,что книга и писатель будут в современном обществе более чем не принят большинством,.

  6. Алеша написал:

    боцовский я 5 раз читал.удушье для меня его лучшая книга.сейчас читаю призраков,и совсем нехочется чтобы она заканчивалась.а дневник не оставил впечатления. но после него я больше месяца ничего читать не мог,все пустым казалось. ето другая книга,и ненадо ее ровнять с уцелевшим или с тем же БК!

  7. Даша написал:

    Паланик... Да, любое его произвеление гениально... После прочтения “БК” никогда не сравнивала одно его произвеление с другим, ибо глупо это...
    “Дневник” настолько же гениален, что и другие его книги.. Пусть он в чем-то поспокоен, чем, например, “Невидимки”, но смысла своего он нисколько от этого не теряет...
    А молодой человек, который написал,. что Паланик “продолжает пользоваться уже проверенными приёмами, не придумав ничего нового” в корне неправ.... А как же Гоголь, Толстой, Пушкин (ха, смешно сравнивать их с Палаником, но суть не в этом), как бы мы их узнавали тогда, как не по определенной писательской манере?
    Зыыы... и напоследок, мое извечное, Паланик-фарева=)

  8. gera написал:

    Я всегда полагала, что читать книгу нужно, абстрагируясь от того, кто ее автор, и что он писал до этого. Каждая книга это законченное произведение, и если она действительно хорошая, то она должна быть не похожа ни на что: ни на предыдущие книги автора, ни на книги других авторов. Только это определяет ее индивидуальность.
    «Дневник» Чака Паланика для меня это книга не о природе гениальности. Это книга о том, кто или что управляет нашей жизнью. Сами ли мы решаем, как нам жить и чем заниматься или не заниматься, или то, как мы живем, предначертано нам свыше. Эта книга о людях, страдания которых вызваны, прежде всего, тем, что они не могли поступить иначе, не могли поступать так, как хочется им. Они все заложники. И нет хороших, и нет плохих. Все обречены на жизнь и обречены на судьбу. Мисти – заключенная на острове, «обреченная» спасти всех островитян. Питер и остальные жители острова – заложники древней легенды, приносящие себя в жертву ради будущих поколений. Может это и благородно и гордо думать, что ты спасаешь многие поколения своих родных, но ведь жизнь одна, и неизбежен вопрос – а почему именно я? Почему Я должен принести себя в жертву и не жить так, как Я хочу? И ты готов разорвать себе мочку уха, лишь бы у тебя была возможность жить своей жизнью. Как поступил друг Питера, узнав, что именно Питер нашел ту самую. Ему повезло, а Питеру нет. И нет возможности дать волю своим «наклонностям», своей любви. При попытке к бегству – казнь и полусмерть, тоже сыгравшая свою роль. Единственное, что осталось после него – это «исчезнувшие» комнаты, сплошь расписанные предупреждениями: своеобразная попытка изменить свою и чужую жизнь.
    Герои книги делятся на два лагеря: тех, которые сознательно совершают пророчество и тех, которых заставляют это делать. Причем заставляют, совершенно не стесняясь в способах: «убийство» дочери, переломанные ноги, массовое истребление посетителей выставки, плюс самопожертвование. А могут ли они поступить иначе? Это их судьба, их безнадежная судьба. На протяжении всей книги не возникает однозначных чувств: сначала это радость, что предназначенные друг другу люди нашли друг друга, но и некоторая настороженность по поводу этой «предназначенности», затем злость на людей, которые так безжалостно мучают Мисти, пытаясь сделать из нее художницу, и недоумение, для чего все это надо, а в конце жалость. Безграничная жалость ко всем: и к Питеру, и к его родителям, и к Мисти с дочкой. Хочется воскликнуть: Люди, что ж вы сделали со своей жизнью! Но так было нужно. И вот это самое страшное: знать, что ты не можешь выбрать себе судьбу. Они это знали. А мы? Есть ли у нас другая возможность? Или мы идем на блеск «дешевых стекляшек», попадаясь в ловко расставленные сети судьбы? Не хотелось бы.
    Мисти не сумела изменить судьбу. Это грустно. Но она, по крайней мере, сделала что-то с помощью своего дневника. Спасибо, Мисти!

  9. Александр написал:

    Лично моё мнение, что Паланик и его проза способна изменить взгляд на жизнь и мировозрение каждого из нас, и на ряду с Ирвином Уэлшем он является эталоном контркультурной прозы. Хотя это лично моё мнение, но для меня оно является единственно верным.

  10. Яна написал:

    Первая прочитанная мною книга Паланика “Колыбельная”.Выбрала ее я не случайно-хотела прочитать что-то менее популярное,раскрученное,нежели Бойцовский клуб.Просто всегда сначала для знакомства выбираю незнаменитые произведения.НО...речь хотела вести не об этом.А об эмоциях.В голове крутятся сотни мыслей,не могу собрать все в единое целое для описания своих впечатлений.Скажу только,что уже вторую неделю,после окончания книги,хожу в отвлеченном от мира состоянии...И могу подписаться по словами Алеши-читать пока ничего не хочеться.Но верю,что остальные произведения также сильны своей энергетикой!

  11. Суета Мира написал:

    не читала “дневник”, но думаю, что буду так же приятно удивлена схожестью на кишки, уцелевшего, неведимок, колыбельную... Впервые открыв “Неведимки”, поняла, что кто-то мыслит так же, как и я.... Отвлеченно-абстрактно, задумчиво и одновременно грязно и пошло... Чак покорил меня своей похожестью на мысли.... мои мысли... Хотя, верно, каждый когда-нибудь мыслил подобно...

Оставить комментарий